Реабилитация детский массаж

Статьи про массаж >> Массаж при детском церебральном параличе

Детский церебральный паралич: диагноз и перспективы

Делимся с друзьями и коллегами

Навигация по странице: Способы лечения ДЦП    Классический массаж    Сегментарный массаж   Точечный массаж   Массаж до 1 года   Массаж после 4 лет  

Детский церебральный паралич (ДЦП) — диагноз, пугающий подавляющее большинство родителей, в то время как реабилитация такого ребенка, введение его в детский коллектив и нормальное общение со сверстниками возможно во многих случаях. Успешное лечение детей с таким диагнозом проводится в амбулаторных, стационарных и санаторно-курортных условиях, этим маленьким пациентам необходима помощь многих медицинских специалистов — невролога и педиатра, психолога, логопеда и дефектолога, физиотерапевта и массажиста и других. Основа успешного восстановления, как считают врачи, - это ранее начало лечения и активное включение в процесс родителей, их вера в выздоровление малыша, а также многоообразие и своевременность применяемых медицинских методов.

Вследствие массового заблуждения среди обывателей диагноз ДЦП воспринимается как приговор, в то время как среди маленьких пациентов с этой неврологической патологией всего около 10% детей с так называемым истинным ДЦП. В этом случае говорят о врожденном заболевании, когда мозг ребенка необратимо поражен еще внутриутробно, в результате воздействия различных факторов (в такой ситуации речь о нормальном психическом и физическом развитии не идет):

1. генетических (наследственные болезни),

2. физических (радиация, рентгеновское и электромагнитное излучение),

3. токсических (ядов и производственных высокотоксичных веществ, а также некоторых лекарственных препаратов, которых, к слову не так уж и мало),

4. тяжелой родовой травмы, в большинстве случаев несовместимой с жизнью.

В соответствии с данными статистики разных стран, до 80% детей с диагнозом ДЦП страдают такой формой заболевания, при которой сохранен интеллект и все ведущие (когнитивные) функции мозга — способность к познанию, мышлению, речи, обучению. Для таких детей имеется возможность реабилитации, развития и социальной адаптации.

Безусловно, жизнь ребенка с детским церебральным параличом, как и жизнь всей семьи — это особенный распорядок, в котором ведущее место уделяется лечебным и восстановительным мероприятиям. При раннем начале медицинской реабилитации (в возрасте до 5 лет) удается добиться высоких результатов лечения в 80% случаев. Чем старше становится ребенок, тем меньше шансов на полноценное восстановление, но они все равно сохраняются — все зависит от интенсивности и длительности применяемых методик.

При ДЦП наблюдаются нарушения функций опорно-двигательной системы (что связано с поражением определенных зон в головном мозге), которые могут проявляться в разной степени: от легкой — когда ребенок может самостоятельно передвигаться и обслуживать себя, при этом отмечается принужденность движений, ломаная походка, неестественность поз и пр.; до тяжелой — когда ребенок может передвигаться лишь при помощи сложных ортопедических конструкций, либо навыки хождения и прямостояния не сформированы вовсе.

В двигательном развитии детей с ДЦП наблюдаются следующие особенности:

1. сохранение безусловных двигательных рефлексов (хватания, ползания/отталкивания), не характерных для нормально развивающегося ребенка, что впоследствии тормозит формирование произвольной моторики (и свидетельствует о поражении двигательных зон в ЦНС);

2. задержка развития двигательной активности (удерживание головки, перевороты со спины на бок и живот, с живота на спину, сидение, ползание и пр.).

В интеллектуальном развитии детей с ДЦП можно отметить следующее: детский церебральный паралич является непрогрессирующей патологией, то есть с течением времени не происходит усугубление имеющихся поражений в центральной нервной системе, однако, если ребенок при сохранном интеллекте не получает достаточного развития, происходит регресс интеллектуальных способностей. Именно поэтому важно уделять особенное внимание образованию такого маленького пациента. Сегодня разработано множество методик, позволяющих получать отличные результаты обучения, компьютерные программы, способствующие развитию детей с ДЦП (в том числе с задержкой речи). В некоторых странах Европы, США, Канаде применение таких программ позволяет ребенку посещать обычную школу и без особенных проблем общаться со сверстниками.

Способы лечения детского церебрального паралича

В начало

На начальных этапах лечения, после уточнения диагноза и формы ДЦП, ведущее значение имеют медицинские методики, комплексный подход к терапии, применение современных лекарственных средств. Такой мультидисциплинарный подход с участием узких медицинских специалистов — невролога, ортопеда, педиатра, физиотерапевта, массажиста, дефектолога, логопеда возможен в условиях специализированного стационара или санатория.

Среди используемых направлений хорошо зарекомендовали себя следующие:

1. физиотерапевтические методики: бальнео-, свето-, магнито-, гало- и рефлексотерапия;

2. комплексное медикаментозное лечение (ноотропные, нейрометаболические, сосудистые, витаминные и другие лекарственные средства);

3. ортопедическая коррекция;

4. разные виды массажа, который проводится медицинским массажистом по строгим показаниям лечащего врача;

5. лечебная физкультура (ЛФК);

6. динамическая проприоцептивная коррекция (ДПК);

7. транскраниальная поляризация (ТКМП);

8. иппотерапия (в лечении участвуют специально обученные лошади);

9. диетотерапия и другие санаторно-курортные и реабилитационные методики.

Нужно отметить особенную пользу и терапевтическую ценность массажа при ДЦП. Общее положительное влияние массажа заключается в улучшении крово- и лимфотока, активации обмена веществ в тканях, рефлекторном влиянии на нервную систему и внутренние органы, увеличении мышечной массы и адаптационных возможностей детского организма. Специфическое воздействие массажа при ДЦП направлено на расслабление спастичных мышц (поглаживание, катание, потряхивание, вибрация, пунктация), стимуляцию ослабленных мышц (поглаживание, растирание, пощипывание, поколачивание, штрихование, пунктация). Массаж проводится на определенных мышечных группах, нередко рекомендуется сочетать его с дыхательными движениями.

Основные правила при проведении массажа

1. Все приёмы разных видов массажа надо использовать избирательно, с учётом особенностей заболевания и общего состояния здоровья ребёнка.

2. Медикаменты и тепловые процедуры использовать до сеанса.

3. Если у ребёнка повышенная чувствительность кожи, то для расслабления мышц рекомендуется провести сегментарный массаж.

4. Положение пациента должно быть таким при котором максимально расслаблены мышцы.

5. Сеанс любого вида массажа желательно закончить выполнением нескольких упражнений, помогающих закрепить положительный результат.

6. Общий и сегментарный массаж лучше проводить до занятий, а точечный и линейный в сочетании со специальными упражнениями в процессе индивидуальных занятий.

Классический массаж при детском церебральном параличе

В начало

Основная задача массажиста при работе с такими пациентами - расслабить напряжённые мышцы и тонизировать расслабленные, тем самым можно существенно уменьшить порочные позы ребёнка.

Приёмы общего массажа для расслабления мышц.

1. Поверхностное непрерывное поглаживание. Движения массажиста должны быть лёгкими, плавными и медленными - поглаживая кожу не смещать её относительно нижележащих тканей.

2. Валяние, удобно применять на больших мышечных группах, которые во время процедуры должны быть максимально расслаблены, с хорошей опорой для всего тела. Массажист берёт мышцу и переваливает её из руки в руку.

3. Катание, удобно применять на мышцах конечностей (тазобедренный и плечевой суставы). При этом лежащую на опоре конечность прижимают и слегка "катают" от себя и к себе, как скалку на тесте.

Приёмы общего массажа для стимуляции ослабленных мышц.

1. Глубокое непрерывное и прерывистое поглаживание.

2. Растирание выполняемое одним или несколькими пальцами; гребнеобразное растирание, когда кисть сжата в кулак, а массажные движения выполняются тыльной поверхностью вторых фаланг пальцев с опорой на большой палец; углубленное растирание с давлением другой кистью на производящую массаж. Эти приёмы лучше использовать на крупных мышцах - спина, бедро, ягодицы.

3. Поколачивание, пощипывание.

Сегментарный массаж при ДЦП
В начало

Данный вид массажа используется для воздействия на мышцы плечевого или тазового пояса, рук и ног. Используются стандартные приёмы: поглаживание, растирание, разминание, вибрация, и специальные - сверление и пиление.

Для расслабления напряжённых мышц удобно использовать лёгкую вибрацию и сверление. При этом массажист выполняет круговые винтообразные движения вдоль позвоночника с обеих сторон и перемещает кожу к позвоночнику. Специалист действует II и IV или I пальцами. Передвижение рук происходит снизу вверх от сегмента к сегменту до шейного отдела.

Выполняя приём ладонью производятся качательные и толчкообразные движения с перемещением не только кожи, но и мышечной ткани. После сегментарного массажа хорошо выполнить массаж отдельных частей тела (лопаточное область, область таза, конечности).

Массаж мышц спины начинается с сегментарного массажа снизу вверх с применением сверления, пунктуации между остистыми отростками и пиления. Затем переходят к окололопаточной области, сначала по наружному краю лопатки, затем в области нижнего её угла и вдоль внутреннего края до надплечья. После этого производится растирание по верхнему краю трапециевидной мышцы до затылка, затем переходят на надостные и подостные области лопатки. Сеанс заканчивается прямой лёгкой вибрацией спины.

Такой массаж обычно используется при дефектах осанки, начальной степени сколиоза, ограничении подвижности плечевого пояса и плечевого сустава.

После сегментарного массажа в большинстве случаев используется точечный массаж и другие виды рефлексотерапии, а также физические упражнения для закрепления положительного результата.

 

Точечный массаж при ДЦП

В начало

Массаж при детском церебральном параличе надо начинать в самом раннем возрасте, так как со временем нарушения в работе мышц только усиливаются, всё больше появляется порочных и не естественных поз. Патология в работе мышц у разных детей наблюдается в самых разных вариациях и для эффективного положительного влияния на организм нужен строго индивидуальный подход при воздействии на скелетную мускулатуру. Точечный массаж как раз позволяет очень избирательно и аккуратно влиять на состояние мышечной системы ребёнка.

Большинство используемых точек расположены в области сухожилий, то есть в местах наиболее снабжённых рецепторными связями и в местах разветвления нервов.

На изображении: расположение точек для массажа относительно скелетных мышц. А - расположение точек на передней и наружной поверхности ноги; Б - туловище спереди и сзади; В - задняя и внутренняя поверхности ноги; Г - руки.

точечный массаж при ДЦП

Обычно в местах расположения точек, при ощупывании пальцем, чувствуется углубление, а при продолжительном воздействии (например во время массажа) возникают ощущения: ломоты, онемения, покалывания, терпимой боли, жжения. Появление такой реакции может служить подтверждением что точка найдена правильно.

В классической китайской литературе не указаны правила применении точечного массажа при детском церебральном параличе, поэтому задача массажиста во время сеанса, не столько влиять и думать о движении энергии по меридианам сколько стараться нормализовать тонус скелетной мускулатуры. Для этого с помощью массажа надо снизить тонус у напряжённых мышц и увеличить силу у расслабленных.

Массажист работающий с детьми должен знать особенности двигательных нарушений при детском церебральном параличе. Старших детей важно научить фиксировать в сознании ощущения правильно работающих мышц - расслабления или наоборот проявления их функций. Это необходимо для того, чтобы постепенно добиться самостоятельного воспроизведения этого ощущения больным, а следовательно, добиться желаемого результата - произвольного самостоятельного расслабления или напряжения мышц.

У многих детей с ДЦП наблюдаются неестественные позы и расположение конечностей. При наличии нестойких порочных положений конечностей рекомендуется фиксировать стопы кисти и пальцы в среднем положении при помощи туторов и лонгет. Для укладки больного необходимо иметь набор мешочков, валиков и подушек разной величины и плотности.

Точечный массаж станет более эффективен если перед ним выполнить короткий сеанс сегментарного или общего массажа, тепловую процедуру (ванна с водой температуры 38°С). Одновременно в ванной можно провести и сеанс массажа.

Существует 2 самых распространённых метода воздействия на точки, они отличаются между собой интенсивностью, характером и длительностью раздражения.

Тормозной метод - медленное вращательное движение подушечкой пальца с постепенным нарастанием силы давления и задержкой на максимальной глубине с максимальным давлением и постепенным уменьшением давления, палец при этом от кожи не отрывается. Обычно приём повторяется 3 - 4 раза на каждой из выбранных точек. Длительность воздействия на каждую точку 2 - 4 минуты. С помощью этого метода точечного массажа расслабляют мышцы, если расслабление не получается, надо искать другую точку. Наступившее расслабление мышц ощущается пальцем и видно по изменению положения туловища или конечностей.

Возбуждающий метод - короткое и сильное надавливание в сочетании с прерывистым, глубоким растиранием (штрихованием) и резким отниманием пальца после каждого приёма. Этот приём может выглядеть как прерывистая вибрация. Для увеличения силы мышц и их сокращения рекомендуется использовать 2 - 3 точки, воздействуя на них в течение 2 - 4 минут. Успешное применение возбуждающего метода вызывает рефлекторное сокращение мышц или движение, что важно для развития ослабленных мышц.

Особенности использование точечного массажа у больных раннего возрасте (до 1 года)

В начало

Массаж относится к восстановительной терапии которая наиболее эффективна в самом раннем возрасте, к тому же у больных уже с рождения закладываются неправильный стереотип движений. Лечение в этом возрасте должно чётко учитывать этапы развития двигательной активности (рефлексов) здорового младенца.

Основа информации взята из работы К. А. Семёновой "Лечение двигательных расстройств при детском церебральном параличе" (М., 1976).

У этой методики есть 2 основных правила:

1. сеанс массажа выглядит как многократная, по возможности одновременная и двусторонняя стимуляция мышц в ряде точек. Благодаря такому подходу возникает синергичное сокращение мышц и движение, даже без сознательного участия ребёнка, что способствует закреплению правильных движений и поз.

2. точечный массаж обязательно сочетать с приёмами общего классического массажа, который создаёт благоприятный фон для дальнейшего воздействия, а также применять соответствующие физические упражнения или необходимые положения тела ребёнка.

Точечный массаж при отсутствии установочного лабиринтного рефлекса (ребёнок не поднимает голову лёжа на спине и животе)

На изображении: 1 - массаж для стимуляции лабиринтного установочного рефлекса, 2 - тот же массажный приём только с использованием мяча.

массаж для стимуляции удержания головы ребёнком до 1 года

В этом случае рекомендуется выполнять массаж по линиям слева и справа от позвоночника (небольшой бугорок мышц тянущихся вдоль всего позвоночника) на уровне II - VII шейных и I - IV грудных позвонков, помогая ребёнку поднимать голову. Для облегчения этого движения под грудь подкладывают валик.

Если эффекта от описанного приёма нет, то ребёнка укладывают грудью и животом на большой мяч, выполняют несколько качательных движений, а затем выполняют описанный точечный массаж. При наличии стойкого кифоза в поясничном отделе позвоночника, необходимо выполнить точечный массаж по тем же линиям, но уже на уровне от XII грудного до V поясничного позвонка, а потом на уровне от VIII грудного до IV поясничного позвонка.

Успешное освоение этого рефлекса зависит от развитых мышц живота, для этого стимулирующим методом массируем точки 51, 52, 53 и приёмом штрихованием (классический европейский массаж) воздействуем по ходу косых мышц живота. Нормально развитые мышцы живота необходимы для освоения вертикального положения тела и полноценного дыхания.

Точечный массаж при отсутствии своевременного появления рефлекса Ландау

В начало

Рефлекс Ландау - это способность ребёнка с опорой на живот удерживать туловище, голову и ноги горизонтально, обычно он формируется к 5 - 6 месяцам.

Если такой рефлекс не формируется вовремя, то точечный массаж надо использовать как средство стимуляции (увеличения силы) мышц которые отвечают за это действие. Данный навык надо формировать только после успешного освоения лабиринтного установочного рефлекса. Тренировка по формированию данной способности состоит из 2 частей, в соответствии с фазами рефлекса Ландау.

Первая фаза - разгибание шеи, рук и верхней половины туловища. Для освоения данного движения, ребёнка укладывают на большой мяч лицом вниз и производят точечную стимуляцию мышц тянущихся слева и справа от позвоночника на уровне шейного, грудного отдела и первых 3 поясничных позвонков. Мяч надо немного покачивать и выполнять упражнение перед зеркалом или установив перед глазами, чуть выше головы ребёнка, интересную игрушку, для того чтобы появилось желание выгибать туловище. Рекомендуется выполнить 3 - 4 повторения продолжительностью 30 - 90 секунд.

Вторая фаза - удерживание выпрямленных ног. Перед выполнением движения надо стимулировать разгибание в тазобедренном суставе и улучшить функцию больших ягодичных мышц. Для этого производится глубокий массаж этих мышц и одновременно расслабление приводящих мышц в точке 47. Тренировка разгибания производится при помощи штрихования ягодичных мышц и стимуляции в точках 45, 70, 48, 43.

Для закрепления и контроля 1 фазы рефлекса Ландау ребёнка укладывают на край опоры (стол), чтобы голова и верхняя часть туловища была вне опоры, ноги при этом надо фиксировать. Для закрепления 2 фазы наоборот ноги располагают вне опоры, а фиксируют туловище.

 

Особенности применения точечного массажа у детей старше 4 лет

В начало

Проводя сеанс массажа ребёнку старше 4 лет специалист должен учитывать 3 особенности:

1. в этом возрасте дети уже хорошо чувствуют и понимают состояние мышц и суставов;

2. надо учить пациента самостоятельному воспроизведению возникающих во время массажа ощущений расслабленности или наоборот сокращения мышц.

3. в этом возрасте прочнее формируются порочные позы и движения, поэтому требуется более точная диагностика и строго индивидуальный подход при планировании сеанса массажа.

В этом возрасте сеанс массажа можно условно разделить на 4 способа воздействия:

1. местное - на отдельные мышцы (при диагностики двигательных нарушений и при избирательных приёмах воздействия на мышцы);

2. зональное - применяется когда надо воздействовать на определённую зону, например область сустава (колено, локоть и так далее);

3. системное - необходимо для формирования физиологических синергий или для разрушения их патологических проявлений;

4. сегментарное - применяется самостоятельно или в сочетании с приёмами классического сегментарного массажа для воздействия на сегменты позвоночника влияющие на мышцы определённой части тела (руки, ноги, туловище и так далее).

Планируя сеанс надо определиться с 3 основными характеристиками массажа: способ воздействия (местное, зональное, системное или сегментарное), определения набора точек и метод воздействия (тормозной или возбуждающий).

Выполняя точечный массаж ребёнку старше 4 лет специалист должен преследовать 2 главные цели:

1. диагностика состояния скелетной мускулатуры и суставов;

2. нормализация двигательной активности.

Рассмотрим на примере диагностическое использование точечного массажа.

Использование точечного массажа для диагностики больного с гемипарезом порочного положения руки

В начало

Цель - выяснить подвижность в суставах, наличие или отсутствие контрактур, а также различного рода содружественные приспособления и замещения возникшие под действием патологической синергии или других влияний. В конечном итоге надо определить ключевое звено в образовании порочного положения руки.

При помощи точечного массажа надо последовательно вызвать расслабление мышц, начиная с плечевого пояса и плечевого сустава. Применяется тормозной метод в точках 50 на большой грудной мышце, 56 - на предплечье, 57 - у подмышечной впадине на мышцах лопатки, 58 - на дельтовидной мышце. Массировать точки надо в той последовательности которая указана. Иногда после воздействия на точки 50 и 56 плечо становится в среднее положение, тогда остальные точки можно игнорировать.

Если после этого сохранилось порочное положение предплечья, кисти и пальцев, то надо использовать точечный массаж (тормозной метод) для облегчения разгибания и супинации предплечья в точках 22а - на трёхглавой мышце плеча, 16 - на сгибателях кисти и пальцев, 65 - на ладонной поверхности в области сгибателей кисти. В точках 65 и 16 применяется тормозной метод, а в точке 22а - возбуждающий.

Если после этого ещё остались сгибание кисти и пальцев и ограничена супинация предплечья, то соответственно воздействуют на точки, облегчающие супинацию предплечья и разгибание кисти и пальцев. В точка 67 (с двух сторон) проводится массаж тормозным методом. На разгибателях кисти и пальцев в точках 5, 6 и 9 воздействие производится последовательно стимулирующим методом. При этом выясняется роль сгибателей кисти и пальцев и мышц, приводящих кисть и большой палец, а также состояние разгибателей. Для стимуляции отведения большого пальца может быть предварительно применён массаж тормозным методом в точке 66 с обеих сторон.

В этом примере воздействие на мышцы плечевого пояса, плечевого и локтевого сустава дало положительный эффект с установкой конечности в среднее положение. Но при этом сохранилось порочное положение кисти и пальцев. Такая стойкость этой фиксации определяет её как ведущее звено порочного положения. Но остаётся ещё выяснить, что лежит в основе его формирования: гипертонус сгибателе кисти и пальцев или повышенный тонус квадратного пронатора и их сочетание. В результате воздействия на эту ведущую группу мышц, при отсутствии стойких контрактур, кисть и пальцы будут выведены в среднее положение так же, как вся рука.

Часто бывают более лёгкие поражение, в которых ведущее порочное звено определяется воздействием на одну мышцу или сустав.

Как видно из примера с помощью точечного массажа можно определить первопричину порочной позы конечностей, такая информация помогает для формирования плана дальнейшего лечения.

Основной принцип использование точечного массажа для лечения детского церебрального паралича заключается в том, что нет единого рецепта для всех больных, даже при сходных особенностях заболевания, с одним и тем же диагнозом. К каждому пациенту надо относиться строго персонально, внимательно наблюдая за его реакцией на массажные процедуры.

Второе правило которое надо учитывать заключается в том, что точечный массаж является одним из компонентов лечения детей и его надо использовать в сочетании с физическими упражнениями, укладками и фиксациями.

Массаж поможет в решении вот этих проблем:

1. задержка влияния ранних тонических рефлексов;

2. нормализация подвижности суставов;

3. нормализация дыхания.

Детский церебральный паралич, безусловно, тяжелый диагноз. Судьба ребенка зависит от активности и знаний родителей в этой области, от своевременности оказанной квалифицированной медицинской помощи. Огромное значение имеет взаимодействие врача и родителей. Реабилитация ребенка с ДЦП — нелегкий процесс, требующий значительных финансовых затрат и огромных эмоциональных усилий.

Тем не менее, в современный условиях, когда общаться и получать образование можно заочно или дистанционно, многие дети и подростки с таким диагнозом (особенно с легкими формами ДЦП) могут быть полноценными участниками школьных и ВУЗовских сообществ (и даже бывают интеллектуальными лидерами). Сегодня много профессий, которые связаны с интернет-сферой и не требуют присутствия в офисе, на рабочем месте — это позволяет полноценно работать и реализовать себя профессионально. Но, повторимся, такой результат возможен только при участии медицинских специалистов и своевременном применении эффективных методик восстановления.

 

Дополнительные статьи с полезной информацией
Массаж глаз и области вокруг глаз

Массаж области вокруг глаз принесёт пользу взрослым и детям. Подрастающему поколению такой массаж позволит резко уменьшить вероятность развития близорукости и других нарушений зрения, а также поможет в лечение уже появившихся проблем со зрением. Взрослым он будет особенно актуален для тех, кто активно работает за компьютером или с бумажной документацией. Читать далее...

Техника движений в классическом детском массаже до 1 года

Оздоровительный детский массаж является очень полезным подспорьер в формировании здорового организма, к тому же технику движений может освоить практически любой взрослый и проводя регулярно процедуры доставлять удовольствие и пользу себе и ребёнку. Читать далее...


Источник: http://www.zdorow.dn.ua/massag/detski-zerebralni-paralich.html



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

ТЕМА : Физическая реабилитация детей при детском церебральном Пинетки кроссовки связанные крючком

Реабилитация детский массаж Реабилитация детский массаж Реабилитация детский массаж Реабилитация детский массаж Реабилитация детский массаж Реабилитация детский массаж Реабилитация детский массаж Реабилитация детский массаж Реабилитация детский массаж