Когда философия стала самостоятельной

⇐ Предыдущая12345678Следующая ⇒

Процесс формирования русской философской мысли в когда си­лу ряда обстоятельств был длительным: он начался в X в. и продолжался до XVIII в., когда философия у нас стала самостоятельной формой знания. До этого философская мысль была связана с богословием.

Первые философские представления формировались после принятия христианства. Через богословскую лите­ратуру к нам приходили философские идеи античности, патристики и ранней схоластики. Переводились когда философия стала самостоятельной сочине­ния Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Нис­ского, Иоанна Дамаскина и других представителей визан­тийской патристики, пользовались известностью произ­ведения болгарских мыслителей — Кирилла и Мефодия, Иоанна, экзарха Болгарского. Философские идеи наших авторов периода Киевской Руси XI-XIII вв. мы находим в литературных памятниках «Русская Правда», «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», в произведени­ях митрополита Иллариона, митрополита Климента Смо- лятича, великого князя Владимира Мономаха, Кирилла Туровского и др.

В XIV в. центр общественной и политической жизни перемещается на север, где ведущую роль начинают играть Москва, Тверь, Новгород. Главная тема произведений кон­ца XIV в. — освобождение Руси от иноземных захватчи­ков. Серапион Владимирский сурово осуждает тех «без- законников», которые своими грехами навели беду на родную землю. Одной из центральных идей литературы становится идея связи мудрости и морали, подчеркивает­ся приоритет дела перед словом.

С конца XIV в. начинаются еретические движения стри­гольников, «жидовствующих». В начале XVI в. внутри церкви идет борьба между «нестяжателями» (лидер — Нил Сорский) и «стяжателями» (иосифлянами, лидер — Ио­сиф Волоцкий). В русских религиозных и общественных кругах, после того как Константинополь в 1453 г. был за­хвачен турками, формируется идея о перемещении поли­тического и духовного центра восточного христианства в Москву. Старец Филофей говорил: «Два Рима пали, а тре­тий стоит, четвертому же не бывать».

В XVII в. осуществляется церковная реформа, в ходе которой сформировалось новое религиозное движение — старообрядчество. В том же веке воссоединение Украины с Россией привело к распространению западнорусской уче­ности в Московской Руси, что вызвало противодействие. Сложилась оппозиция так называемых «традиционали­стов», выступавших против многих новаций, и «модерни­стов», считавших необходимым усовершенствования в об­ществе. Лидер последних, Симеон Полоцкий (1629-1680) обсуждает проблему соотношения философии и богосло­вия, знакомит читателей с высказываниями античных ав­торов, пропагандирует светское знание.


В 1687 г. основана Московская славяно-греко-латин­ская академия. В ней изучалась философия, в основе учеб­ного курса лежали взгляды Аристотеля и схоластов.

Восемнадцатый век начинает новый этап в истории страны. Реформы Петра I затронули все стороны общест­венной жизни. Создается Петербургская академия наук, закладываются основы естествознания, формируются фи­лософия и социология, свободные от богословия. Но­вые научно-философские идеи нашли яркое выражение в кружке Феофана Прокоповича (1681-1736) В кружок, который называли «Ученой дружиной Петра I», входили

В. П. Татищев, А. Д. Кантемир, A. M. Черкасов, И. Ю. Тру­бецкой. Члены кружка четко разграничивали компетен­цию духовной и светской власти, призывали к образован­ности общества, обсуждали философские вопросы состо­яния души и тела, проблемы гносеологии.

Многие идеи «ученой дружины» разделял и продолжал Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765). В философ­ском плане Ломоносов близок к деизму. Он признает Бога только в функции первоосновы, творца, а затем приро­да рассматривается в материалистическом плане с точки зрения ее внутренних закономерностей. Ломоносов пред­лагает атомно-молекулярную концепцию мира. Важными свойствами материи являются протяженность, движение. Ломоносов сформулировал закон сохранения материи и движения, высказывал мысли об изменении природы. В методологии науки Ломоносов опирался на эмпиризм, опыт считал основой знаний; за опытом должно следовать теоретическое исследование, познание причинности. «За­кон опыта нужно восполнить философским познанием».


В екатерининское время (во второй половине XVIII в.) официальной становится идеология «просвещенного абсо­лютизма». Тогда же в дворянских кругах образовалась оп­позиционная группа, так называемое национально-кон­сервативное направление, во главе с М. М. Щербатовым. В духовных академиях и Московском университете пре­подавалась лейбнице-вольфианская метафизика. В сере­дине века в Россию проникает и становится модным ма­сонство.

Религиозно-идеалистической идеологии противостояло движение Русского просвещения. Крупнейший его пред­ставитель — Яков Павлович Козельский (ок. 1728-1794).

Он впервые у нас на основе изучения древних и новых фи­лософских идей дал краткое, но систематическое изложе­ние проблем философии. Козельский четко разграничивает теологию и философию, дает классификацию наук, пока­зывает структуру философского знания. Козельский мате­риалистически решает основной вопрос философии, дает определение материи и ее фундаментальных свойств, рас­сматривает процесс познания с точки зрения сенсуализма, говорит о многоаспектности понятия истины. В концеп­ции государства он поддерживает теорию общественного договора.

Из других представителей Русского просвещения от­метим С. Е. Десницкого, который рассматривал развитие общества с точки зрения совершенствования хозяйствен­ных занятий, обсуждал проблему происхождения частной собственности. Д. С. Аничков анализировал причины воз­никновения религии. Д. И. Фонвизин в принципе одоб­рял просвещенную монархию, но говорил, что при этом должны быть справедливые законы, которых у нас нет.

Русское просвещение инициировало начало освободи­тельного движения. У истоков его стоял Александр Нико­лаевич Радищев (1749-1802). Его главные работы: «Пу­тешествие из Петербурга в Москву» и «О человеке, о его смертности и бессмертии». Анализируя ситуацию в Рос­сии, Радищев приходит к выводу о всеобщем беззаконии на всех ступенях общества. Необходимы радикальные пе­ремены — отмена крепостного права, переход к республи­ке и т. д. В своем основном философском труде «О челове­ке...» Радищев использует любопытный прием. В первых двух частях утверждается, что бессмертие души есть не что иное, как пустая мечта, а в двух заключительных — излага­ются религиозно-идеалистические суждения о бессмертии души. C точки зрения материализма душа возникает вме­сте с рождением человека, телесный орган души — мозг, а когда умирает человек, разрушается «мысленный орган», исчезает душа. С точки зрения идеализма душа — простая, неделимая субстанция, отсюда делается вывод о ее не- уничтожимости. Приводится еще ряд аргументов в пользу противоположных точек зрения, и читателю самому предлагается принять ту или иную концепцию. В целом из работ Радищева видно, что он ближе к материализму.

26

Западники и славянофилы

В 30-40-е гг. XIX в. в России культивируется концепция «официальной народности». Ее основополагающая фор­мула — «православие, самодержавие, народность» — была предложена министром просвещения С. С. Уваровым. В этой концепции утверждалось, что уклад русской жизни коренным образом отличается от западноевропейского. Для России характерны «семейное равенство», «взаимная любовь между крестьянами и помещиками». Говорилось, что в России существует союз между самодержавием, пред­ставляющим собой исконную форму государственной вла­сти, православием, которое составляет «моральный дух» и образ мышления народа, и народом, боготворящим царя за отеческую заботу о нем. Уваров выступал против «учено­сти», «пристрастия к иноземному».

Во второй половине 1830-х гг. в мыслящих кругах об­щества возникло увлечение немецкой классической фило­софией. В философии Гегеля утверждалась избранность германского народа и превосходство созданной им куль­туры. Другие народы как бы выпали из современной исто­рии. Возник законный вопрос о месте России в истории, о ее специфике, путях развития. В либеральном дворянстве образовались две партии. Те из писателей, философов и общественных деятелей, кто считал западноевропейскую культуру высшим достижением мировой цивилизации и полагал, что дальнейшее движение России вперед невоз­можно без усвоения европейской образованности и бур­жуазных форм жизни, составили западническое направле­ние (П. Я. Чаадаев, Н. В. Станкевич, T. H. Грановский, В. П. Боткин, К. Д. Кавелин и др.). Славянофилами стали называть тех, кто считал, что Россия обладает особой куль­турой и пойдет но пути, отличному от тех, которыми шли страны Западной Европы. Идеализировались русские са­мобытные начала, утверждалась национальная исключи­тельность России (наиболее известные славянофилы — А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, Ю. Ф. Са­марин). Заметим, что позиция славянофилов не совпадала с официальной идеологией. Так, они критиковали бюро­кратическую государственную машину, выступали за от­мену крепостного права.

У истоков западничества стоял Петр Яковлевич Ча­адаев (1794-1856). Он говорил, что Россия, находясь меж­ду Западом и Востоком, не взяла положительного ни у то­го, ни у другого. В России сложились условия, при которых невозможна нормальная жизнь. У нас царит произвол, без­законие, крепостное право, нет позитивной идейной пози­ции — и это во многом связано с христианской традицией в ее византийской форме. Мы исключены из единства ев­ропейских народов, основанного на католицизме. Прогресс возможен только на базе истинного христианства — като­лицизма. В философском плане Чаадаев примыкал к объ­ективному идеализму, считая себя сторонником Шеллинга.

Н. В. Станкевич (1813-1840) считал, что философия от­крывает человеку пути самосовершенствования, призывал к коллективизму, гармонии, единству с другими людьми.

Т. П. Грановский (1813-1855) был убежден в истори­ческой исчерпанности русского крепостничества и само­державия, высоко оценивал политические свободы Запада.

Алексей Степанович Хомяков (1804-1860) — наибо­лее колоритная фигура среди славянофилов. Он, как и дру­гие славянофилы, указывал на пороки западной цивили­зации: обуржуазивание жизни, социальные антагонизмы, превращение общества в раздробленную массу эгоистиче­ских, жестоких, меркантильных личностей. Судьба Запада трагична. Русская культура имеет другую судьбу. Спасе­ние нашей страны — в сохранении патриархальных основ быта и нравов допетровской Руси. У нас в основе жизни — православие как истинное христианство. Но чем же все же объяснить отсталость нашу по сравнению с Западом? При­чину этому Хомяков видит в оторванности государствен­ной власти от народа, от сельских общин. В своей фило­софской позиции Хомяков призывал к гармонии разума и веры. Человек должен жить в церкви. Церковь — это един­ство людей, основной принцип церкви — соборность, со­вместное понимание правды и отыскание пути к спасению. Хомяков верил в великую историческую миссию русского народа.

И. В. Киреевский (1806-1856) критиковал рациона­лизм, характерный как для философии, так и для западно­го богословия. Как и Хомяков, он призывает к согласию разума и веры.

К. С. Аксаков (1817-1860) говорил об исключитель­ности русского народа, о высокой нравственности русской жизни, основа которой — в крестьянстве, еще не испорчен­ном цивилизацией. В России есть две силы — Земля (об­щина) и Государство. На Западе преобладает Государство. У нас на первом плане — Земля. Государство не вмешива­ется во внутренний мир Земли, а народ не претендует на политическую власть, эту ситуацию нужно сохранить. При этом необходима свобода слова, чтобы правительство зна­ло мнение народа. В этом залог стабильности России.

Ю. Ф. Самарин (1819-1876) ратовал за сохранение об­щины, которую он считал средством предотвращения в Рос­сии «язвы пролетариатства» и классовых столкновений.

Оба направления практически прекратили свое суще­ствование в начале 1860-х гг., хотя и позднее были отголо­ски некоторых идей славянофилов. В настоящее время иногда можно услышать эхо этой дискуссии (например, когда идут разговоры о «русской идее»).

⇐ Предыдущая12345678Следующая ⇒


Источник: http://allrefrs.ru/3-3041.html



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

25. Становление русской философии как самостоятельной системы знания Косы красивое плетение пошагово на длинные волосы

Когда философия стала самостоятельной Когда философия стала самостоятельной Когда философия стала самостоятельной Когда философия стала самостоятельной Когда философия стала самостоятельной Когда философия стала самостоятельной Когда философия стала самостоятельной